ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
  • /
  • /
  • /
  • /
#ЛАБОРАТОРИЯ #ОБУЧЕНИЕ

Пример корректирующих действий в лаборатории. Зачем они нужны и как их проводить

Корректирующие действия в испытательной лаборатории — это не только требование стандарта, но и отличный инструмент для улучшения работы организации. К сожалению, далеко не все правильно понимают значение этой процедуры. Отсюда и возникают ошибки в выборе и реализации корректирующих действий (КД). В статье разбираемся, что такое КД, зачем они нужны и как их проводить. А еще приводим пример корректирующих действий лаборатории.
Корректирующие действия в испытательной лаборатории
Изображение сгенерировано в https://t.me/kandinsky21_bot
Приглашаем на обучение в УЦ «Лаборатория Роста»!
  • Лекции ведут эксперты
  • После обучения получаете удостоверение о повышении квалификации
  • Занятия в онлайн-формате (вебинары)

Что такое корректирующие действия в испытательной лаборатории

Корректирующие действия — это действия, которые предпринимаются для устранения причины несоответствия и предотвращения его повторения.
КД часто путают с предупреждающими действиями и с коррекцией (устранением несоответствий). Давайте подчеркнем разницу в понятиях.

Корректирующие действия и коррекция: в чем разница

Первые направлены на причину несоответствия — чтобы ситуация не повторилась. Вторые нужны, чтобы исправить последствия этого несоответствия. Коррекцию еще называют исправлениями, устранением недостатков/несоответствий.

Например
В протоколе испытаний обнаружены ошибки. Вы отзываете протокол и вносите изменения — это коррекция. Так вы исправляете несоответствия, но не снижаете вероятность того, что несоответствия снова появятся.

Корректирующие действия и предупреждающие: в чем разница

Предупреждающие действия, как следует из названия, борются с тем, что только может произойти, но еще ни разу не происходило. КД направлены на предотвращение повторного возникновения ошибок.

Зачем нужны корректирующие действия

Как минимум это одно из требований к системе менеджмента лаборатории межгосударственного стандарта ГОСТ 17025–2019. Раздел 8.7 полностью посвящен КД.

Лаборатория должна проводить корректирующие действия, если есть риск, что несоответствие может повториться, или когда есть сомнения о соответствии деятельности лаборатории собственной СМК (п. 7.10.3).

Более того, лаборатория должна вести и сохранять записи, связанные с корректирующими действиями, в том числе записи о сущности несоответствий, их причине и предпринятых действиях, а также о результатах КД (см. раздел 8.7.3).
Приглашаем на обучение в УЦ «Лаборатория Роста»!
  • Лекции ведут эксперты
  • После обучения получаете удостоверение о повышении квалификации
  • Занятия в онлайн-формате (вебинары)

Что включает процедура корректирующих действий

Шаг 1. Выбираем ответственных

Обычно это менеджер по качеству или его заместитель. Но не всегда. Если проблема незначительная, то за ее разрешение может отвечать и другой сотрудник.

💡 Например
Наблюдаем небольшие колебания температуры в печи. Ответственным за КД назначаем технолога, который занимается ежедневными поверками.

Шаг 2. Анализируем причины несоответствия

К сожалению, первопричина не всегда очевидна. Однако сложность этого шага только подчеркивает его важность. Неправильно определим причину — будем направлять силы не на то, что приводит к ошибкам.

Найти истинную причину проблемы нам поможет метод «5 Почему?».

Для начала четко формулируем проблему. Затем задаем себе вопрос: «Почему эта проблема возникла?». Повторяем его четыре раза. Каждый последующий вопрос задается к ответам на предыдущий. По статистике пяти вопросов достаточно, но, если вы понимаете, что корень зла еще глубже, — продолжайте спрашивать себя: «Ну почему?!»

Шаг 3. Выбираем и внедряем корректирующие действия

Как правило, ошибки в выборе КД связаны именно с тем, что действия направлены на симптомы проблемы, а не на ее причину, из-за этого несоответствия и возникают повторно.

Важно помнить, что корректирующие действия должны соответствовать масштабам и последствиям обнаруженного несоответствия (см. раздел 8.7.2 стандарта ГОСТ 17025).

Некоторые несоответствия могут в принципе не повториться или не оказать влияние на деятельность лаборатории. Насколько в этом случае необходимы КД?

Шаг 4. Оцениваем результативность принятых мер

Необходимо оценить результативность предпринятых действий, а также оценить риски и возможности и при необходимости внести изменения в систему менеджмента (раздел 8.7.1). Для этого следует вести записи и проводить мониторинг влияния КД.

Ключевой показатель эффективности — отсутствие повторного несоответствия.

А вот когда проводить оценку результативности, — зависит от несоответствия и выбранных корректирующих действий. К слову, не всегда можно оценить результативность через установленный (заданный) интервал времени.

Шаг 5. Проводим дополнительный аудит

Это необязательный шаг. Если проблема не является критической или относится к частным случаям, дополнительный аудит не требуется.
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
Подпишитесь на полезную рассылку
Раз в неделю мы присылаем письма, где рассказываем о последних новостях отрасли и изменениях важных НПА, а еще приглашаем на бесплатные вебинары

Пример корректирующих действий лаборатории

Очень часто в качестве корректирующего действия используют обучение. Но это не всегда верно.

Например
Сотрудник допустил ошибку при проведении испытания. Причиной ошибки мы назвали «недостаточное знание методики» и в качестве меры по предупреждению повторных ошибок направили специалиста на обучение.

При таком КД мы считаем, что причина ошибки состоит в низкой квалификации определенного сотрудника. На деле оказывается, что проблема еще глубже: мы поручили работу специалисту с несоответствующей квалификацией.

Обучим сотрудника, он не будет допускать ошибок. Заменим его другим специалистом — можем получить ту же проблему. Ошибка будет повторяться каждый раз, когда будет появляться новый (без должной компетентности) специалист.

💡 Что в этом случае мы можем назвать корректирующим действием?
Установить для каждой функции, влияющей на результаты лабораторной деятельности, минимально необходимые требования к квалификации и ввести процедуру контроля соответствия квалификации исполнителя.

К слову, того же требует и ГОСТ 17025:
6.2.2 Лаборатория должна документировать требования к компетентности персонала для каждой функции, влияющей на результаты лабораторной деятельности, в том числе требования к образованию, квалификации, профессиональной подготовке, техническим знаниям, навыкам, опыту.

Немного изменим пример с ошибкой в протоколе. Допустим, мы обнаружили, что раньше задачу Х всегда выполнял один и тот же исполнитель. Но в день проведения испытания он заболел. Пришлось сменить ответственного… Отсюда и злополучная ошибка.

Теперь причиной проблемы становится отсутствие взаимозаменяемости. Мы создали ситуацию, когда выполнение задачи полностью зависит от одного сотрудника. А он может заболеть, уволиться или еще что похуже. Конечно, с этим нужно бороться.

💡 В этом случае обучение уже может быть приемлемым корректирующим действием. При этом необязательно направлять сотрудников на платные курсы, можно ограничиться внутренним обучением. Таким образом, нам нужно внести изменения в график обучения, составить график внутреннего обучения, а также проводить регулярную ротацию сотрудников между различными задачами, составить график ротации и вести его контроль.
Чтобы выбрать и реализовать КД, нужно правильно определить причину несоответствия и еще важно понимать, что такое корректирующие действия. Это меры, которые направлены на причину проблемы. Так что ключевой показатель результативности КД — отсутствие повторного несоответствия.
Вам понравился материал?

Читайте также: