ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
  • /
  • /
  • /
  • /
#ЛАБОРАТОРИЯ #ОБУЧЕНИЕ

Внутреннее обучение в испытательной лаборатории: как организовать

Сильная команда сотрудников не приходит из неоткуда. Один из инструментов «взращивания» профессионалов — система внутреннего обучения персонала в испытательной лаборатории. О том, как выстроить эту систему, какие алгоритмы использовать, как документировать процедуру, — поговорим в статье. А еще мы подготовили шаблоны и образцы документов, которые вы можете использовать в своей лаборатории.
Внутреннее обучение в лаборатории
Изображение сгенерировано в https://t.me/kandinsky21_bot
Если вам все-таки нужно пройти внешнее обучение...
Приглашаем в УЦ «Лаборатория Роста»!
  • Лекции ведут эксперты
  • После обучения получаете удостоверение о повышении квалификации
  • Занятия в онлайн-формате (вебинары)

Внутреннее обучение в лаборатории: что это и зачем нужно

Внутреннее обучение — это обучение персонала с использованием корпоративных университетов или силами штатных специалистов, ответственных за обучение. Аккредитованные лаборатории должны соответствовать требованиям ГОСТ ISO 17025. Вот что говорит стандарт:

1) персонал должен быть компетентным (6.2.1);
2) лаборатория должна гарантировать эту компетентность (6.2.3), а еще;
3) лаборатория должна вести документацию (записи), в том числе по подготовке персонала, по мониторингу его компетентности (6.2.5).

Как же обеспечить и гарантировать эту компетентность? Самый очевидный вариант — повышение квалификации: специалист учится, выполняет тестовые задания и получает подтверждение — «корочку». Дополнительно можно провести среди слушателей анкетирование (собрать обратную связь по итогам занятий) и внутреннее тестирование (чтобы проверить, как усвоен материал).

Способ хороший, но недешевый. Не всем лабораториям выделяют бюджет на обучение или выделенных средств просто не хватает, чтобы пройти качественные курсы. Отсюда и возникает необходимость искать бесплатные варианты развития компетентности персонала. К ним относится и внутреннее обучение.

Как организовать учебу внутри лаборатории

Разработка программы должна начинаться с полного понимания работы, которую выполняют специалисты в лаборатории, требований и стандартов к их компетенциям. Это помогает создать программу, нацеленную на устранение пробелов, повышение профессионального уровня персонала.

Шаг 1. Определяем в каких случаях, как часто и с какой целью проводим внутреннее обучение в испытательной лаборатории

В зависимости от периодичности и целей внутреннее обучение в испытательной лаборатории бывает:

  • Первичное, оно же наставничество.
Проводится при трудоустройстве нового сотрудника или при переводе специалиста на новую должность.
Цель — адаптировать и ввести в должность специалиста.

  • Периодическое.
Проводится в соответствии с графиком периодического обучения сотрудников ИЛ. Частота обучающих мероприятий определяется менеджером по качеству, или руководителем, или ответственным специалистом. Периодическую учебу можно проводить раз в квартал, раз в полгода, раз в год — ИЛ самостоятельно распределяет учебную нагрузку.
Цель — повысить компетентность персонала, или подготовить кадровый резерв, или снизить расходы на внешнее обучение…

  • Экстренное.
Проводят при обнаружении грубых ошибок в действиях персонала.
Цель — исправить несоответствия в работе сотрудников.

  • Специальное.
Может быть проведено при освоении новых методов анализа, при разработке новых документов, при установке нового оборудования...
Цель — изучить новые методы анализа / внедрить новые правила / научиться работе на новом оборудовании и так далее.
Примечание
Отдельного внимания заслуживает обучение в области промышленной безопасности и охраны труда (ПБ и ОТ). Его проводят в любых организациях. Это большая тема, которая заслуживает отдельного материала. В данной статье речь идет об обучении, направленном на повышение профессиональных компетенций специалистов.

Шаг 2. Назначаем ответственных

Они должны иметь достаточный опыт, знания для проведения качественного внутреннего тренинга, мастер-класса или другого вида учебы.

Скорее всего, ответственных будет сразу несколько. Обычно это руководитель и менеджер по качеству. А для организации первичной учебы может быть выбрано более двух наставников.

Шаг 3. Определяем программу и план обучения

Это документ, в котором прописаны этапы учебы, количество часов, период проведения мероприятий. Программа проведения стажировки содержит порядок, продолжительность занятий, список знаний и навыков, которые стажер должен получить в результате.

Программа должна быть составлена с учетом конкретных задач и потребностей сотрудников. План обучения должен быть гибким, учитывать возможные изменения в работе компании.

Требований к виду, структуре, содержанию программы нет: ответственные могут составить ее в любой форме.

Шаг 4. Определяем формы обучения и необходимые ресурсы

Выбираем и описываем формы и ресурсы, которые будут использоваться при проведении обучения. Вот несколько вариантов:
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
Подпишитесь на полезную рассылку
В нашей рассылке рассказываем о последних новостях отрасли и изменениях важных НПА, а еще приглашаем на бесплатные вебинары

Шаг 5. Выбираем методы оценки и контроля результатов

Описываем процедуру оценки результатов. Можно внедрить электронные методы тестирования. Они позволяют автоматизировать процесс оценки знаний и умений работников, делают его более объективным. Также должны быть разработаны практические задания, лабораторные работы для закрепления теоретических знаний на практике.

Шаг 6. Документируем процесс

Создаем процедуру обучения и наставничества. В ней описываем все то, о чем мы писали ранее:

  1. Устанавливаем виды обучения, их цели, сроки, периодичность, применяемые ресурсы.
  2. Описываем порядок действий и ответственность сторон на каждом этапе.
  3. Устанавливаем форму оценки результатов обучения и фиксации результатов.
  4. Устанавливаем порядок сбора обратной связи от персонала по итогам учебных занятий.
  5. Определяем порядок контроля выполнения процедуры и ее корректировки.

Какие еще документы могут быть полезны:

  • Регламент обучения персонала ИЛ.
  • Журнал обучения и наставничества.
  • План наставничества стажера в организации.
  • Программа наставничества стажера в организации.
  • График введения в должность.
  • Программа введения в должность.
  • Лист поручений (для стажера).
  • График непрерывного периодического обучения персонала ИЛ.
  • Программа технической учебы в ИЛ.
  • Протокол внутреннего обучения в лаборатории.
  • Анкета обратной связи от сотрудников.
  • Анкета потребностей в обучении.
  • Индивидуальный план развития сотрудника N.

Шаблоны/образцы документов добавили в отдельную папку на Яндекс.Диске: скачивайте, изучайте, корректируйте, внедряйте.

Вы не обязаны применять все эти документы в работе, равно как и не обязаны ограничиваться этим перечнем.
Систематический подход к внутреннему обучению персонала в испытательной лаборатории помогает повысить уровень компетентности сотрудников и обеспечить безопасность трудового процесса, повысить результативность исследований и вывести компанию на новый уровень качества и профессионализма.
Вам понравился материал?

Читайте также: